Идеальная оргструктура или просто о сложном…

Идеальная оргструктура или просто о сложном…

26 февраля в Воронежском региональном ресурсном центре состоялся практический семинар «Структура организации. Построение и эффективное управление» от Александра Власова, бизнес-тренера, консультанта, исполнительного директора сети ювелирных салонов Aurum. В качестве инфопартнера мероприятия выступил портал Rabota.ru.

Главная цель любого бизнеса  это получение прибыли. Бесспорно, в погоне за большими деньгами, предприниматель рискует. Планирование дает возможность свести к минимуму возможные риски. Так, стратегия определяет поведение компании на рынке, а организационная структура дает понять, каким образом распределяются роли в компании и кто, собственно, за что отвечает… Причем тут стратегия, спросите вы? Ведь мы говорим исключительно об оргструктуре. Дело в том, что выбор организационной структуры основывается на стратегии компании. В свою очередь это означает, что структура организации должна быть такой, чтобы обеспечить реализацию ее стратегии.

– Организационная структура предприятия – это совокупность структурных подразделений и связей между ними, поясняет Александр Власов, бизнес-тренер, консультант, исполнительный директор сети ювелирных салонов Aurum. – Выбор организационной структуры зависит от таких факторов, как: организационно-правовая форма предприятия; сфера деятельности (тип выпускаемой продукции, ее номенклатура и ассортимент); масштабы предприятия (объем производства, численность персонала); рынки, на которые выходит предприятие в процессе хозяйственной деятельности; используемые технологии; информационные потоки внутри и вне фирмы; степень относительной обеспеченности ресурсами и др.

Обычно выделяют несколько универсальных видов организационных структур управления, таких, как линейная, функциональная, дивизионная и матричная. Иногда внутри большой компании происходит выделение обособленных подразделений, так называемая департаментизация. Тогда создаваемая структура будет дивизиональной.

Как уже упоминалось выше, организационная структура регулирует разделение задач по отделениям и подразделениям; их компетентность в решении определенных проблем; общее взаимодействие этих элементов. Поэтому очень важно, чтобы структура фирмы максимально рационально распределяла задачи среди сотрудников и направляла их усилия для достижения основных целей.

– Разработка структуры обычно осуществляется сверху вниз, – продолжает Александр Власов. – Основные этапы организационного проектирования выглядят следующим образом: разделите организацию по горизонтали на широкие блоки; установите соотношение полномочий для должностей; определите должностные обязанности.

Чтобы разработать организационную структуру компании, нужно учесть три стадии: формирование вертикальной структуры (создание рабочих мест под конкретные функции); подразделение на отделы; формирование горизонтальной структуры (координация всех функций). Нарушать эту цепочку нельзя. Каждый сотрудник компании должен понимать, кто в компании принимает решения, как распределяются функции и как организовывать совместную работу, чтобы достигать поставленных целей.

И еще один совет от хедлайнера встречи: «Оргструктура компании (в виде графической схемы) должна быть доступна каждому сотруднику». Лучше, если она будет размещена в каждом отделе, на самом видном месте. Это позволит избежать конфликтов между подразделениями и регламентировать поведение сотрудников. Особенно важно ознакомить новичков с организационной структурой компании. Благодаря этому они смогут понять, как устроены процессы внутри организации. Кроме того, чтобы новый сотрудник как можно быстрее разобрался, что к чему и влился в коллектив, успешно пройдя испытательный срок, обозначьте на графической схеме его место и роль в компании. С этой минуты он будет ощущать себя винтиком большого механизма успешного бизнеса.

Семинар Александра Власова сразу же получил положительные отклики среди слушателей. В связи с чем, было принято решение уже в ближайшее время собраться вновь, чтобы поговорить о других не менее важных аспектах эффективного менеджмента. – Очень рада, что мне удалось стать участником этого семинара, – делится мнением Ирина Щербакова, специалист Центра переводов и образования «АКАДЕМ-КЛАСС», Национальная Ассоциация профессиональных переводчиков. – Конечно, мне была хорошо известна теория формирования организационной структуры. Однако особенный взгляд автора по этому вопросу и его примеры для пояснений в рамках темы, были очень интересны. Еще один плюс семинара  акцент на структурированности организации. С удовольствием приму участие и в других мероприятиях этого цикла.

 

Надежда Бредихина