«Умный город»: от мечты к действию!

 

24 ареля в рамках 36-й межрегиональной специализированной выставки с международным участием «Строительство» состоялась панельная дискуссия «Строим умный город». Организаторами мероприятия выступили: Департамент экономического развития Воронежской области, Торгово-промышленная палата ВО, ГБУ ВО «Воронежский региональный ресурсный центр» и Центр подготовки кадров ВГУ.

В первый день работы выставки «Строительство»  более сорока человек собрались за круглым столом, чтобы обсудить проблемы «города-миллионника». Владимир Наумович Эйтингон, модератор дискуссии, профессор, руководитель Центра подготовки кадров ВГУ обратился к собравшимся со вступительной речью, обозначив насущные проблемы: «Один миллион жителей – это не только удачная «вывеска» для города, это огромная задача перед теми, кто строит город, и теми, в нем живет. Социально-экономическое развитие города, соответствующий стратегический план, принятый в 2010 году,  где главной задачей является формирование высокого уровня и качества жизни, комфорта жизни в большом городе. Достичь такого уровня, обеспечить такой комфорт призваны те, кто его строит. А для чего иначе решать эти задачи, как только не в интересах в формировании комфорта, удобного для жизни, удобного для того, чтобы растить детей, для того, чтобы испытывать удовольствие от жизни. Город, когда стал «миллионником», только увеличивает эти обязательства». 

 О развитии социальной инфраструктуры Воронежа рассказал Андрей Иванович Соболев, заместитель генерального директора по инвестиционной и финансовой политике ОАО «ДСК», председатель Комитета по инвестиционному развитию и международному сотрудничеству ТПП ВО – «Проекты развития социальной сферы города Воронеж»: «Мы явно ощущаем ответственность за то, как город будет выглядеть, и насколько комфортно будут проживать в нем жители Воронежа в перспективе. За последние 5 лет достаточно интенсивно развивается социальная инфраструктура нашего города, реализуются  отдельные программы по строительству детских образовательных дошкольных учреждений, школ, объектов здравоохранения, соответственно, в рамках этих программ осуществляется финансирование строительства. Губернатором четко поставлена задача решения проблем с обеспечением города дошкольными, общеобразовательными и  другими  учреждениями, объектами социально-культурного значения. Все они на слуху. Проблема решается с помощью финансирования как с городского, так и с федерального бюджетов. Уровень обеспеченности детей общеобразовательными учреждениями на данный момент - 58,1 %, при нормативном - 85%. Столь масштабные задачи по обеспечению социально-инженерной инфраструктуры не могу быть решены только за счет городской составляющей.
  Если сопоставить объем инвестиций, который необходимо решить в рамках программ, то они масштабны. Поэтому ОАО «Домостроительный комбинат» активно принимает участие в работе ряда комитетов, комиссий, через представительство Городской Думы, Областной Думы, в рамках реализации мероприятий, программ, предусматривающих различные элементы частного государственного партнерства.

 Финальным механизмом решения проблем  является прямое бюджетное финансирование. В последний год особенно интенсивное внимание уделяется проектам государственно-частного партнерства, и мы также принимаем участие в разработке этих механизмов. Партнерство - это строительство детских дошкольных учреждений с последующим выкупом застройщиками. Механизм застройки осуществляется на своих земельных участках и по завершению строительства оформляется в собственность. Большинству застройщиков, осуществляющих постройку жилищных комплексов, данный механизм интересен. 
Почему именно этот механизм вызвал интерес? Потому что партнерство на уровне городского округа еще не окончательно отработано. … Если говорить вообще о задачах, то ОАО «ДСК» до конца 2014 года будут построены детские дошкольные учреждения, общеобразовательные учреждения, часть из них на принципе государственно-частного партнерства с последующим выкупом, часть - в рамках бюджетного финансирования, соответственно часть - за счет ресурсов ОАО «ДСК».
  Реализацией программ по аварийному жилью и застройках этих территорий поинтересовался Геннадий Шаталов, представитель  Фонда развития общественной связи,  председатель Правления РФСМП «Молодежь Воронежа 21 века», Президент премии «RuPoR», Член Исполнительного совета Российской Ассоциации по связям с общественностью (РАСО), Вице-президент Российского отделения Международной Ассоциации бизнес-коммуникаторов (IABC/Russia). Вопрос не остался без ответа,  Андрей Иванович Соболев поделился имеющейся информацией: «Очень мало субъектов реализуют подобные проекты, чтобы не столкнуться со сложностями. Трудно решать вопросы с переселением, с освобождением территории от гаражей, сараев, незаконных построек. Начало положено, и я думаю, что в перспективе это должно развиваться положительно».

  Немало было сказано о дорожном хозяйстве. В частности, Александр Иванович Гузь, заместитель руководителя управления дорожного хозяйства городского округа города Воронеж рассказал о шести масштабных проектах по строительству дорог и развязок, которые улучшат интенсивность транспортного потока и состояние автомагистралей города Воронеж.

  Продолжил тему дорожного хозяйства Владислав Иванович Ярцев, заместитель начальника отдела развития дорожного движения и транспортных магистралей Управление транспорта городского округа города Воронежа: «Перегруженность магистралей на данный момент - бич всех крупных городов, и Воронеж не исключение. С помощью новых технологий с этой проблемой частично можно справиться. При росте числа автомобилей и увеличения парка общественного транспорта никакие ухищрения не помогут, если пропускаемость дорог остается на уровне прошлого века. В городском округе отдельные шаги в нужном направлении уже делаются. В транспортной сфере есть понимание того, как что и как надо менять или модернизировать, чтобы инфраструктура и процесс управления соответствовал современным требованиям».

  Также Владислав Иванович рассказал об эксплуатации светофорных объектов и дорожных знаков: «В городском округе в настоящее время эксплуатируется 218 светофорных объектов, установлено более 11 тысяч дорожных знаков на 1 января 2013 года. Сами по себе светофоры трудно назвать инновационным оборудованием, хотя за последнее время изменилась система управления, каждым светофором управляет контроллер, в который заложена программа, сколько секунд будет гореть каждый свет, и эти контроллеры объединяются в цепь работы светофоров в режиме зеленой волны».

Тема энергосбережения нашла свое отражение в докладе Дмитрия Олеговича Транькова, директора Воронежского ЦНТИ, председателя Комитета по энергоэффективности в промышленности, АПК, ЖКХ и сфере услуг ТПП ВО - «Энергосбережение в строительстве для ЖКХ»: «Вопросами энергоэффективности и энергосбережения занимается основной закон - 261 ФЗ, первым этапом этого закона было прописано, что необходимо провести исследование по всей стране, посмотреть, какая ситуация на настоящий момент. 1 января 2013 года были начаты обязательные энергоисследования всех бюджетных объектов. ... Мы провели энергоаудит более 500 зданий, и могу честно сказать, что 90% всех зданий не эффективны. 50% тепла мы теряем и расходуем неэффективно. Это начинается с трассы, они теряют тепло в начале выхода из ТЭЦ. Дальше они теряют тепло по дороге по трубам, затем по энергонеэффективным зданиям, потому что, то утепление зданий не соответствует никаким нормам. То есть, кроме стен, окон - это крыши, подвалы, цоколи. Где-то 50% денег, которые находятся в нашей платежке, это плата за воздух, за неэффективное оказание услуг. Сами здания у нас такие, что все полностью улетает на воздух. В принципе, нам, прежде, чем строить умный город, начать бы с города, пригодного для жизни.  

Совсем скоро в Воронеже появятся несколько уникальных объектов социальной инфраструктуры: ОАО «ЦУМ Воронеж» инициирует строительство гостиницы (5 звезд)  «Мariott». Компания «Стройсервис» подготовила проект гостиницы (4 звезды), - рассказала Екатерина Анатольевна Буйволова, советник отдела развития инфраструктуры департамента по развитию предпринимательства и потребительского рынка Воронежской области - «Программа развития туризма: перспективы для Воронежа».      

 Подробнее о строительстве гостиницы мирового класса «Mariott» в Воронеже рассказал Сергей Вячеславович Лепендин, генеральный директор ОАО «ЦУМ-Воронеж» - «Строительство гостиницы мирового класса – вклад в развитие города».  «Я хотел бы больше даже остановиться на том, что в рамках строительства гостиницы мы хотим еще благоустроить близлежащую территорию, а также реализовать схему транспортного движения. Со стороны отельного оператора, как и со стороны городских властей, существует программа благоустройства близлежащей территории в виде пешеходной зоны, объектов архитектурных форм и благоустройства дворовых территорий, которые существую рядом. … Весь проект разработан с применением новых энергосберегающих технологий. Реализация этого проекта покажет, что в Воронеже есть ресурсы для реализации новых и современных проектов, которыми в чисто техническом плане мы будем гордиться».

  Важность и значимость объекта «Mariott» для Воронежа подчеркнула и Валентина Васильевна Бучина, руководитель ГБУ ВО «Воронежский региональный ресурсный центр» (ДЭР ВО): «По роду своей деятельности мы часто общаемся с различными международными организациями и, к сожалению, провести достойное мероприятие у нас невозможно. Гостиница мирового класса «Mariott» нужна Воронежу. И мы должны подумать, как поддержать этот проект, сделать так, чтобы он был успешно реализован».
 Спикеры отвечали на вопросы участников дискуссии, связанные с развитием внутреннего туризма, транспортными развязками, благоустройством дорог, дворов, а также с темой удобства для жизни людей с ограниченными возможностями в городе.