Менеджмент по-японски

19 марта Воронеж с деловым визитом посетил Мацумура Масаюки, консультант компании World Business Associates Сo ltd. Хедлайнер выступил с авторским семинаром «Японский деловой протокол». Инициаторами и организаторами мероприятия стали: Центр делового партнерства с Японией (ГБУ ВО «Воронежский региональный ресурсный центр») и АНО «Японский Центр» (г. Москва).   Генеральным информационным партнером события выступил портал Rabota.ru.

Трудно поверить, но в Японии существуют предприятия с «продолжительностью жизни» свыше 1000 лет! При этом важно отметить, что в настоящее время на территории Страны восходящего солнца успешно работает около 50000 компаний, которые уже отметили свой столетний юбилей. Об этом и многом другом воронежским специалистам в области менеджмента рассказал  Мацумура Масаюки в рамках 6-ти часового семинара.

Господин Мацумура открыл секрет феноменального долголетия японских компаний: «Все фирмы с длинной историей объединяет одно — это семейный бизнес, который должен основываться на двух столпах: традициях и доверии». Важно подчеркнуть, что выживают только предприятия с инновационным подходом к развитию, выдержавшие суровые испытания по адаптации к изменениям среды. А успеха достигают лишь те, кто соблюдает тройственность выгоды: «покупатель, продавец, общество».

Еще один важный момент в управлении предприятием  — забота о сотрудниках: «Речь идет о культуре воспитания кадров, постоянном повышении квалификации специалистов. Руководство относится к подчиненным как к собственным детям, транслируя доброту к людям».

Отдельно сэнсэй остановился на долгосрочном планировании: «В управлении обязательно возникает непредвиденное, и для того, чтобы быть к нему готовым, нужен долгосрочный взгляд. Все решения принимаются осторожно, но, решив однажды, прилагаются все силы к реализации своего решения». При этом миссия успешного предприятия звучит весьма поэтично: «Сверкать как звезда на небе», а обязательным условием ведения предпринимательской деятельности, как и полагается, является увеличение прибыли.

Более того, в основе японского подхода к ведению бизнеса лежит философская мысль о том, что во всем нужно придерживаться мира и гармонии. Иными словами, делай то, что ты должен делать, и прибыль придет.

Также Мацумура Масаюки озвучил ряд негласных внутрикорпоративных правил, которые действуют в японских организациях: «Выполняйте обещания, будьте внимательным к мелочам, уважайте старших,  показывайте пример, придерживайтесь правильной ротации кадров «нужный человек на нужном месте», стремитесь к мультифункциональности — воспитывайте специалистов широкого профиля, создавайте рабочие места, на которых хочется работать».

Большое внимание хедлайнер уделил особенностям менталитета и культуры Японии. Господин Мацумура подчеркнул, что в работе с иностранными фирмами большое значение приобретает взаимное понимание разности культур: «Ваши знания о партнере — вот что становится ключом к успеху».

Ко всему прочему, участники семинара узнали о том, какие нормы этикета существуют в японских компаниях. Среди главных правил, которые озвучил сэнсей, — «Что бы ни случилось, улыбайтесь. Храните свои чувства глубоко, не выказывая их наружу». Резюмируя встречу, Мацумура Масаюки напомнил присутствующим, что используя нормы и правила делового этикета, мы можем прогнозировать поведение коллег и сами становимся предсказуемы, что помогает эффективно организовать процесс управления в целом.

Всего семинар посетили 56 человек. На мероприятии присутствовали представители компаний: ГК "Русский аппетит", ООО "СК Согласие", ГК "Спектр", ООО "АвтоСтандартСервис", ВГТУ, ВГУ, ООО "Ланкс", "Inter Action", ООО "Самсон-опт", ООО "Эколенд", ООО "Дом Кофе", ОАО "ВымпелКом", ООО "Шоколадница", ООО "АльфаПроект", ООО "Сапфир-Корпорейшен", ООО "Альтер-Энерго". Были и представители компаний из Белгорода: ЗАО "Сокол-АТС", ООО "ГК Агро-Белогорье".

  Участники семинара, бесспорно, воодушевились японским опытом и приняли решение следовать изложенным тезисам.

 Надежда Бредихина