5 августа в конференц-зале Главного учебного корпуса Воронежского государственного университета состоялся семинар на тему «Управление персоналом и подготовка успешных менеджеров»

В рамках I Международной управленческой платформы имени Владимира Наумовича Эйтингона «Эффективные управленцы для сильной России» 5 августа 2014 г. в конференц-зале Главного учебного корпуса Воронежского государственного университета состоялся семинар на тему «Управление персоналом и подготовка успешных менеджеров»

Организаторами мероприятия выступили Правительство Воронежской области, Департамент экономического развития Воронежской области, ГБУ ВО «Воронежский региональный ресурсный центр», Воронежский государственный университет (Центр подготовки управленческих кадров, экономический факультет) и некоммерческое партнерство участников Президентской программы «Клуб Арсенал».

Почетными гостями мероприятия стали директор АНО «Японский Центр» Хамано Митихиро (Москва) и консультант предприятий малого и среднего бизнеса Ояма Юджи (Япония, Токио).

Генеральным спонсором события выступил ОАО «Сбербанк России».

Партнеры проекта: Компания «Фенко», Воронежский индустриальный парк «Перспектива», Группа компаний Хамина, ОАО «Воронежская кондитерская фабрика», Финансовая компания «БКС Премьер»,  Группа компаний «Ангстрем»,  Городская справка «077», Группа компаний «ЭФКО».

Генеральный онлайн-партнер: Воронежский городской портал «36on.ru».

Информационную поддержку оказали: Деловой журнал «ШЕФ. Первые лица», Информационный журнал «R36 Мегаполис», Бизнес журнал для руководителей Chief Time, HeadHunter, Региональное информационное агентство «РИА Воронеж», Рекомендательный проект Likengo, Торгово-промышленная палата Воронежской области и портал Rabota.ru.

Государственный план подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ, известный также как Президентская программа подготовки управленческих кадров, реализуется в Воронежской области вот уже 17 лет. Ежегодно ГБУ ВО «Воронежский региональный ресурсный центр» и НП «Клуб Арсенал» проводят для выпускников Президентской программы уникальные семинары с известными зарубежными бизнес-консультантами.

В этом году Воронеж посетил Ояма Юджи. Хедлайнер прочитал лекцию, в которой осветил проблемы деятельности эффективного менеджера, управления персоналом и становления бизнес-корпораций в Японии.

— Большое внимание сейчас уделяется подготовке управленческих кадров в рамках Президентской программы, — в своей приветственной речи подчеркнула  Светлана Кореневская, заместитель руководителя Управления государственной службы и кадров областного правительства. — Именно от качества организационно-управленческой деятельности зависит достижение тех целей и задач, которые стоят перед любой организацией, перед любой управленческой структурой. На мой взгляд, очень важно то, что иностранные партнеры поддерживают нашу программу и заинтересованы в сотрудничестве. В сфере развития и управления персоналом опыт Японии представляет особый интерес.

Ояма Юджи поделился с воронежскими управленцами  знаниями и опытом, которые могут помочь в разработке методики управления персоналом. При этом он четко обозначил различия между Японией и Россией в практике отношений между рабочими и администрацией, системе кадровых ценностей.

В частности, Япония хорошо известна своей уникальной системой пожизненного найма, в основе которой лежат долгосрочные обязательства. Однако, как подчеркнул спикер, сегодня в стране восходящего солнца готовы и к кадровым экспериментам – совмещению традиционной кадровой системы с прогрессивными западными технологиями для достижения наилучшего результата. Так, уже сейчас японские работники могут сами планировать свою карьеру в соответствии с системой «Кафетерий», когда специалист может выбрать для себя наиболее привлекательную специальность, исходя из своих жизненных планов и пожеланий к будущему заработку. Такое название система получила неслучайно, аналогии проводятся с меню и кулинарно–гастрономической заботой о потребителе.

— Работник выбирает наиболее привлекательную для себя специальность, — уточняет Ояма Юджи. — Если у компании есть средства и она заинтересована в этом специалисте, она частично оплачивает его обучение, гарантируя последующее трудоустройство в новой должности. Чаще всего, расходы делятся пополам — «50/50».

Также хедлайнер обозначил хроническую нехватку персонала в японских компаниях. По его словам, с этой проблемой сталкиваются не только мелкие и средние предприятия, но и гиганты рынка. Решением является рациональный подход в работе с персоналом «со стажем». Работодатели охотно принимают на работу сотрудников из других компаний, поощряют возвращение бывших сотрудников, предлагая им заманчивые условия труда и интересные проекты.

—  Важно не терять связь с квалифицированными кадрами, которые по тем или иным причинам покинули компанию, — советует консультант из Японии. — Например, с ними можно поддерживать переписку по электронной почте, периодически сообщая об изменениях в кадровой политике компании, новых проектах и вакантных должностях. Конечно, возвращать нужно только достойных. Тех, кто внес свой вклад в развитие организации. Преимущества такого подхода к решению кадрового вопроса — замещение должности квалифицированным работником и его быстрая адаптация в коллективе. Сотрудник, который имел опыт увольнения из компании и последующего трудоустройства, например, к конкуренту, получил новый профессиональный опыт и знания. Возвращаясь на прежнее место работы, специалист  вливается в привычный для него коллектив, соответственно, процесс адаптации сводится к минимуму.      

Заполучив квалифицированного сотрудника, важно «тиражировать» его достижения.

— Чем дольше человек работает, тем способнее он становится, — озвучил распространенное мнение японских работодателей Ояма Юджи. — Нужно транслировать успешный опыт конкретного специалиста остальным сотрудникам. При этом важно понимать, что при одинаковых способностях могут наблюдаться разные результаты. Поэтому рекомендуется вести диалог с сотрудниками, объясняя на конкретных примерах, как можно добиваться хороших показателей в работе. В диалоге должно принимать участие как можно больше людей, в том числе и высшее руководство. Последним отводится роль «аниматоров», их цель — делать дискуссию оживленной. Советы и директивы от них не приемлемы. Под запретом фразы типа: «Нет, Вы не правы, надо делать так, а не иначе».

И, наконец, последний совет от гостя из Японии: «Если Вы имеете дело с людьми, Вы должны уметь их слушать!». Речь в данном случае идет не только о клиентах, но и о коллегах…

— Важная компетенция специалиста — умение слышать и понимать собеседника, — резюмирует хедлайнер. — Нужно дружелюбно относиться к тому, что хочет сказать собеседник, соглашаться с ним; в диалоге не навязывать истории из собственного опыта; задавать простые вопросы, создавая благоприятную для беседы атмосферу; использовать понятную лексику; громкость речи и тон должны соответствовать месту, где ведется беседа; выражение лица должно быть эмоциональным. Цель – способствовать активизации дискуссии, а не навязывать свое мнение. Только так можно услышать собеседника.

Восьмичасовая лекция пролетела как один миг! Присутствующие отметили возможность применения японского опыта в своих компаниях, выделив новые роли менеджеров и руководителей в управлении персоналом.

Директор АНО «Японский Центр» господин Хамано (Москва) пообещал, что подобные семинары будут проводиться в Воронеже регулярно.

Надежда БРЕДИХИНА