08.06.2009 Прошел Круглый стол

08.06.2009 г.

26 мая на очередном заседании Воронежской Ассоциации, прошедшем в ОГУ «ВРРЦ»,  директор консалтинговой компании "Реформа" Сергей Перевозчиков в формате круглого стола изложил свою точку зрения относительно причин текущего глобального экономического кризиса, возможных сценариев и  прогнозов развития российской экономики. В соответствии с этой точкой зрения, сегодняшний кризис представляет собой трансформационный спад, причины которого - в накопившихся диспропорциях глобальной экономики, и выйти из этой ситуации за счет стандартных методов государственного экономического регулирования невозможно.

В рамках обсуждения велась активная дискуссия, происходил обмен мнениями и предлагались  варианты поведения для компаний малого и среднего бизнеса.

Основные тезисы выступления:

  1. Современный глобальный экономически кризис носит структурный, а не периодический характер. Поэтому методы его прогнозирования, основанные на традиционных методах прогноза экономического цикла, не дают адекватных результатов.

 

  1. Истинная причина кризиса - в длительной политике Китая, направленной на поддержание низкого курса юаня. Раньше такая политика приводила к положительным результатам, но с ростом доли Китая с 1.8% до 7.3% в мировом ВВП его влияние в глобальной экономике достигло критических величин. Стремительное увеличение доли Китая привело к незаметному, но значимому сокращению доли экономик развитых стран и снижению их конкурентоспособности до критических величин. Фактически, сегодняшняя ситуация характеризуется как банкротство национальной экономики США и экономик развитых стран.

 

  1. Дальнейшее развитие событий  будет развиваться как волна структурных банкротств по всему миру и «игра на выживание национальных экономик». Более того, эта волна подстегивается перераспределением ликвидности  в пользу развитых стран-фактически банкротов, что только задержит наступление коллапса, но значительно увеличит его масштабы. Кризис приведет к задержкам заработных плат, взаимным неплатежам в глобальном масштабе, социальным потрясениям и гуманитарным катастрофам в наиболее незащищенных странах.

 

  1. Современные экономисты не могут объяснить причин кризиса и сделать адекватный прогноз, так как традиционная экономическая наука базируется на ряде устаревших экономических допущений, которые были заложены в условиях совершенной конкуренции позапрошлого века.

 

  1. В связи с этим методы традиционного госрегулирования (фискальная политика, денежно-кредитная политика) не принесут адекватных результатов.

 

  1. Отсутствие целенаправленных действий для отечественной экономики приведет к единственно возможному результату: проедание национальных резервов, зависимость от внешних заимствований, кризис неплатежей, социальная и политическая нестабильность.

 

  1. В ситуации конкуренции глобальных экономик одним из главных способов регулирования становится структурная отраслевая политика. Именно при помощи этой политики Китай за последние двадцать лет добился потрясающих результатов в глобальной конкуренции. Несмотря на то, что принципы структурной политики ясны, готовых к немедленному применению инструментов сейчас нет, они требуют разработки. 

 

  1. Рекомендации для России сводятся к двум вариантам: открытая и закрытая стратегия. Открытая стратегия заключается во внешнеполитических усилиях с целью добиться ревальвации юаня и одновременным проведением структурной реформы экономики. Закрытая стратегия заключается в проведении девальвации рубля к юаню (необходимоснижение курса рубля минимум в 2-3 разаи проведении  структурной реформы.

 

  1. Для ускорения темпов роста экономики и повышения ее конкурентоспособности необходима защита от существующих диспропорций по отношению к Китаю, то есть требуется выравнивание валютных курсов. В практической сфере, помимо административных мер, единственным эффективным способом является скорейшая девальвация национальной валюты. В противном случае из-за структурных диспропорций валовой продукт России будет израсходован на импорт товаров.

 

  1. Структурная реформа требуется и в том и другом случае. Предлагаемый метод проведенияструктурной политики заключается в государственных инвестициях с последующей приватизацией (аналогично китайскому варианту, но с некоторым учетом российской специфики).

 

  1. При проведении структурной перестройки неизбежна волна структурных банкротств, как населения, так и предприятий, то есть банкротств, обусловленных не конкуренцией и эффективностью управления, а связанных со структурными диспропорциями. Аналогичная ситуация имела место в нашей экономике в девяностые годы, когда проходила структурная перестройка в результате либерализации внешней торговли. Основными последствиями структурной перестройки при отсутствии государственной политики будут: задержки заработной платы, нарастание взаимных неплатежей, кризис ликвидности, рост доли  неденежных расчетов. В отличие от девяностых годов, сейчас структурными банкротами будут не только предприятия, но и население, не способное расплатиться по ипотечным и потребительским кредитам, что неизбежно приведет к массовым фрустрациям, нарастанию социальной напряженности и ухудшению криминогенной ситуации.

 

  1. Для минимизации этих последствий необходима разработка демпфирующих социальных механизмов. Основным методом сглаживания социальных последствий структурной трансформации должно стать участие государства в реструктуризации задолженности структурных банкротов и переносе сроков погашения текущих обязательств на будущие периоды, когда они смогут работать эффективно в рамках новой, конкурентоспособной структуры экономики. Часть инструментов подобной политики предлагается.

 

Более подробно можно ознакомиться в блоге по адресу http://perevozchikov.livejournal.com