10.11.2010 Японо-российский семинар «Управление качеством»

10 ноября 2010 г. в Воронеже состоялся японо-российский семинар, приуроченный к VII ежегодному Всероссийскому форуму «Лучший опыт - для лучшей жизни!», посвященному Всемирному дню качества, в рамках межрегиональной выставки «Воронежская область - Ваш партнер».

        
Что мы знаем о Японии? 
        Страна Восходящего Солнца. Уникальная история и культура. Трудолюбивые люди. Совершенные технологии. Качественная техника. 
        Как за 50 лет страна смогла создать себе имидж «Made in Japan = качество»? Как японским предпринимателям удалось добиться сочетания высокого качества и сравнительно низких цен?
        Попытка ответить на эти сложные, почти философские вопросы была сделана в Воронеже 10 ноября 2010 года. Профессор Университета Мэйдзи (Токио, Япония) Ёсихиро Ооиси выступил в роли ведущего эксперта семинара «Управление качеством». Семинар, собравший более 120 участников, был приурочен к VII ежегодному Всероссийскому форуму «Лучший опыт - для лучшей жизни!», посвященному Всемирному дню качества, в рамках межрегиональной выставки «Воронежская область - Ваш партнер». Организаторами семинара выступили Центр делового партнёрства с Японией, функционирующий на базе ОГУ «Воронежский региональный ресурсный центр», и АНО «Японский центр» (Москва). 
        
Управление качеством – это управление с упором на качество выпускаемой продукции и предоставляемых услуг. При этом качество продукции и услуг напрямую зависят от качественного управления, то есть от того, как осуществляется само управление предпринимательской деятельностью. 
        В основе качества, по словам Ёсихиро-сан, лежит «монодзукури», что в переводе с японского означает «производство (изготовление продукции)». Но речь идёт не просто о производстве, а о создании продукции со «встроенным качеством» на всех стадиях производственного цикла (разработка, производство, продажа). Тотальное управление качеством проявляется в повышении качества не только непосредственно в цехах, но и во всех управленческих службах (финансовые, торговые, маркетинговые подразделения, службы НИОКР). 
        Особое внимание гость из Японии уделил маркетингу. Он указал, что кроме «абсолютного качества» продукта существует так называемое «воспринимаемое качество» - результат маркетингового воздействия (реклама, акции, слухи, каналы, цена). Это то, как оценивают потребители абсолютное качество продукта. «Монодзукури и маркетинг являются двумя колёсами «велосипеда» под названием «управление качеством», - отметил профессор маркетинга. 
        Многим участникам семинара новой показалась мысль о соотношении бренда и маркетинга. «В прошлом бренд был всего лишь одним из четырёх “P” (product, price, place, promotion) и использовался в рамках товарной политики только в имени товара, логотипах, символах и т.д., либо же для формирования имиджа у потребителей. Сейчас же бренд практически повсеместно превратился в важную составную часть управления, а маркетинг стал одним из средств для формирования бренда.» 
        
Порадовала активность воронежской аудитории. Даже после достаточно подробной презентации публика буквально завалила эксперта вопросами. Волновали жителей столицы Черноземья проблемы мотивации персонала, повышения квалификации сотрудников и привлечения инженерных кадров в производственные компании, технология продаж по-японски и феномен «кружков качества», маркетинговая политика и многое-многое другое. Если бы не временные рамки работы Форума, семинар продлился бы ещё несколько часов! 
        ОГУ «Воронежский региональный ресурсный центр» благодарит АНО «Японский Центр» в лице директора Танэмуры Хироо, главного специалиста Отдела экономического и культурного сотрудничества Андрея Говорова за возможность проведения столь познавательного и интересного семинара, организованного в рамках взаимовыгодного сотрудничества, а также Владимира Чигирева за качественный перевод. 


        Несколько отзывов о семинаре:
        «Семинар понравился. 
        Проблема качества продукции и качества услуг как никогда нуждается в обсуждении и принятии решений по их повышению. Вопрос только в том, что японцы приучают к добросовестному труду (за идею) своих детей с пеленок, а мы ….? 
        Так что очень полезно задуматься, что не всегда денежная мотивация персонала может решить все проблемы (в том числе и качества). Нематериальная мотивация персонала, стиль и методы руководства – это только часть вопросов, которые необходимо решать, прежде чем требовать качество от наших производителей. 
        Спасибо! Мне было очень познавательно и полезно побывать на таком мероприятии» (Беляева Наталья). 
        «Спасибо большое за возможность поучаствовать в данном семинаре. Очень интересно, великолепная подача материала, замечательный перевод и достойный уровень организации мероприятия. Успехов в вашей дальнейшей работе!» (Бондарева Г.И.) 

        Об эксперте: Ёсихиро ООИСИ, практикующий профессор факультета маркетинга Университета Мэйдзи, является также 
        • приглашенным преподавателем 11 университетов Японии и КНР 
        • членом правлений различных научных обществ Японии по экономическим дисциплинам 
        • автором многих монографий, книг, научных публикаций 
        • ведет активную деятельность в 10 Научных ассоциациях и Исследовательских обществах 
        • специализируется в областях международного маркетинга, глобального управления брендами, глобального управления цепочками поставок (SCM), маркетинга.